Главная Замки Галерея

Chambord

Вот он - один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I.

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии, и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. В строительных работах по возведению здания было занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи.

Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.

Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.

Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы.

План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях.

С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное бароном Монморанси по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения. Он утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти Карла IX, наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Он, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен в 1793 году, все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

Несмотря на проводившиеся неоднократно восстановительные работы, такие как переделка фонаря и всего каркаса здания, его разрушение не приостановилось. Только в 1947 году, когда он стал государственной собственностью, незаконченная реставрация была возобновлена.

Сегодня залы Шамбора открыты для публики, и взору посетителей предстает прекрасное внутреннее убранство, в частности гобелены в апартаментах Людовика XIV. Другие залы хранят вещи и принадлежности герцога де Бордо, графа де Шамбор и последнего законного претендента на трон Франции. Здесь можно видеть его кровать и батарею игрушечных пушек; на нижнем этаже выставлены кареты, выполненные в мастерских Гермеса в 1871 году.


Design by Larisa Vranchan
Hosted by uCoz